+7 495 222 62 84
  • Хороший советник
    лучше любого богатства Сократ (469-399 до н. э.)

Проект «Национальные Агропродовольственные Центры»

Карен Овсепян Старший партнер

Программа 2012Чтобы обозначить масштабы и важность проблемы, которая будет обсуждаться в рамках настоящей статьи, позволю себе процитировать тезис из проекта предвыборной программы, кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира Путина, раздел № 4 – «Сильная экономика – сильная Россия», подраздел «Наше новое село»:

«Сельское хозяйство поддержим за счёт развития современных систем сбыта сельхозпродукции. Прибыль от её продажи должна доставаться прежде всего производителям, а не торговым посредникам. Нужно развивать оптовые продовольственные центры, хранилища сельскохозяйственной продукции, позволяющие товаропроизводителям обеспечить стабильный сбыт.».

 

Работая в агропромышленном и перерабатывающем секторах нашей экономики, я и мои коллеги не понаслышке знакомы с системными проблемами существующей (к сожалению, слишком длинной) цепочкой производитель-потребитель. Речь идет, в том числе, о необоснованно высокой марже посредников, особенно операторов сетевого ритейла, которую многие уже стали называть «рыночным сбоем». Более трех лет назад, команда единомышленников приступила к поиску эффективного и комплексного решения этой проблемы. Гипотеза была сформулирована относительно быстро, но затем более двух лет ушло на сбор исходных данных, моделирование, разработку торгово-технологических концепций и доказательство эффективности и жизнеспособности найденного решения. Как показали исследования, «необоснованно высокая маржа» в первую очередь торговых сетей вызвана следующими ключевыми факторами:

  • неэффективностью внутренних бизнес-процессов сетевых ритейлеров (в итоге высокие издержки, которые необходимо покрывать);
  • отсутствием настоящей конкуренции, особенно со стороны малого бизнеса и предпринимательства в сегменте «магазинов шаговой доступности»  (так называемые «семейные магазины»), развитие которых в городах ограничивается, в том числе отсутствием цивилизованного и развитого мелкооптового сегмента в структуре существующего рынка.

Но переломить ситуацию в бизнесе (розничная реализация продовольствия), созданном на столь плохом фундаменте, задача непростая. Чтобы снизить маржинальность до разумных пределов, необходимо повысить эффективность бизнеса, иначе он станет убыточным по причине высоких издержек. А учитывая созданную систему и масштабы бизнеса основных игроков на рынке продуктового ритейла, это задача непростая и связанная со значительными финансовыми и временными издержками. И конечно, изменения возможны только при наличии мотивации к ним, которой у ритейлеров сегодня, к сожалению, нет.

В итоге мы имеем:

  • необоснованный разрыв цен – между отпускной ценой производителя и ценой на полке магазина, и их регулярный спекулятивный рост;
  • невысокое качество продуктов на полках и низкий сервис – по причине плохо организованных торгово-технологических процессов;
  • ограниченные возможности развития отечественных производителей (АПК, промысловики, переработчики и др.), связанные, в т.ч. с низкой доходностью бизнеса.

Что предпринимает государство, производители и потребители:

  • был разработан и принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
  • производители стали создавать сети «фирменных магазинов» (при том, что концепция отдельно стоящего моно-магазина противоречит логике современного рынка),   
  • потребители со средним и низким доходом вынужденно стали менять стереотипы поведения. Люди стали ездить непривычно далеко, но за хорошими ценами и приемлемым качеством.

Ответ на вопрос «что же простимулирует изменения на рынке сбыта продуктов питания, в направлении создания сбалансированной системы ценообразования во всех его звеньях», оказался очевидным – конечно, это желание «посредников» выжить (как бизнес) в меняющемся рынке и нарастающей конкуренции. Исключительно законодательное регулирование, не подкрепленное соответствующей «рыночной мотивацией», к сожалению, никогда не будет иметь, сопоставимый эффект.

Логотип АгроМоллНайденное решение получило название «Проект «Национальные Агропродовольственные Центры»». Фактически, это большие «Продуктовые Моллы» или как их сразу прозвали «АгроМоллы». Это новый формат торговли – Оптово-розничный Торговый центр со специализацией «Фирменные магазины» (склад+магазин) для крупных и средних отечественных производителей продуктов питания. А фактически в них представлена вся ассортиментная матрица классического гипермаркета, только в виде фирменных (специализированных) магазинов производителей.

В таком Торговом центре «Якорные арендаторы» отсутствуют как таковые, а каждый Арендатор и вид товара занимают свое достойное место. Речь о так называемом «Составном Магните», когда большинство арендаторов формирует логический (в рамках концепции центра) пул, дополняя друг друга и создавая мощное притяжение.  

Уникальные возможности Продовольственных Моллов заключаются в синергии, получаемой от объединения преимуществ различных форматов, позволяющих сформировать свой собственный стабильный покупательский поток:

  • классический эффект от объединения множества маленьких магазинов в одном месте;
  • эффект от объединения преимуществ формата «фирменного магазина» - низкие цены, качество и глубины ассортимента от производителя, с преимуществами ширины ассортимента (как в гипермаркете) за счет подбора пула производителей и поставщиков;
  • и эффект объединения новизны формата со всеми перечисленными выше преимуществами.

Преимущества АгроМоллов для Производителей, это новый недорогой канал продаж (с сегодняшних 17-35%, до 4-7% от итоговой розничной выручки) и прозрачная модель взаимоотношений (Арендатор-Арендодатель). И как следствие, получение Производителем дополнительных доходов.

Преимущества для Покупателей - это цены, качество и выбор от Производителя.

Преимущества для малого-бизнеса – он получит мелкооптовую составляющую с ценами, качеством и выбором от Производителя.

Хотим сделать особый акцент на том, что формат Продовольственных Моллов станет инструментом решения проблемы развития малого-бизнеса и предпринимательства в сегменте розничной торговли (формат «шаговой доступности»).

Подобные задачи, например, ставятся в рамках Региональных программ «Стимулирования экономической активности малого-бизнеса в сфере торговли и услуг». И как обещают авторы – «то уже через несколько лет торговая инфраструктура кардинально преобразится и вместо убогих сетевых и несетевых мини-маркетов жилые кварталы обрастут уютными семейными магазинчиками». Но в отсутствии «мелкооптового сегмента», снабжающего эту мелкую розницу, развитие невозможно (а мелкооптовый сегмент, как цивилизованный класс сегодня отсутствует). А малый (семейный) бизнес в формате «магазин шаговой доступности» с низкими издержками и хорошим сервисом, получивший мелкооптовую составляющую, станет той самой конкурентной силой, которая изменит рынок и замотивирует посредников (в т.ч. сетевой ритейл) к изменениям – снижению маржинальности и повышению качества услуг. Даже запланированные на первом этапе 35 объектов по России сильно изменят картину и расклад сил на рынке торговли продуктами питания.

Проект также соответствует задачам утвержденной «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», предусматривающей меры по стимулированию широкой продажи товаров отечественных производителей.

Интерьер

Мы заручились поддержкой 64% Производителей, опрошенных в рамках общероссийских исследований, на текущий момент все будущие Центры сети укомплектованы Производителями, желающими открыть в них свои «фирменные магазины». Большинство из этих Производителей уже имеют опыт фирменной торговли.

 

Среди потенциальных покупателей ситуация аналогичная:

  • 61% корпоративных покупателей (мелко-оптовики, бары, рестораны и т.п.) ждут открытия таких Центров;
  • а 48% покупателей физических лиц, готовы (до появления частных недорогих «магазинов у дома») ездить в АгроМоллы за продуктами.

Кроме всех описанных выше социально-экономических и отраслевых преимуществ,  создаваемая сеть Агропродовольственных Центров – это коммерчески привлекательный Проект нового формата обладающего гарантированным спросом, как со стороны Арендаторов, так и Покупателей, и хорошими показателями ROI и IRR. И именно его коммерческая составляющая привлекла такое количество Инвесторов, в том числе структур, занимающихся девелопментом торговой недвижимости в различных регионах страны.

В процессе работы над Проектом рядом Экспертов было высказано мнение, что все преимущества Проекта могут стать злом в случае перехода контроля над ним структурам не заинтересованными в его присутствии на рынке и развитии в соответствии с принципами, заложенными в «Миссию Проекта». А некоторые из участников считают самым простым решением по минимизации данного риска – участие в Проекте Государства, приводя в качестве аргумента «За» беспрецедентную значимость Агропродовольственных Центров для ключевых отраслей обеспечивающих Продовольственную безопасность страны. Да уникальность Проекта состоит в том, что он органично объединяет интересы Граждан, Государства и Бизнеса. И будучи коммерческим проектом, по - сути, является инструментом реализации государственных социальных и отраслевых программ.           

Как уже говорилось выше, механизм «Национальных проектов» вывел отечественный АПК на качественно новый уровень, а сегодня «Национальные Агропродовольственные Центры» могут придать новый экономический импульс развитию значительно большего числа отраслей. И конечно Агропродовольственные Центры это механизм:

  • минимизации спекуляций на рынке производства и реализации продовольствия (подстегивающих инфляцию), и создания сбалансированной структуры ценообразования в длинной цепочке производитель-потребитель, через рыночные инструменты конкуренции;
  • справедливого распределения прибыли («Прибыль от её продажи должна доставаться прежде всего производителям, а не торговым посредникам»), которую Производители должны тратить на развитие и модернизацию;
  • развития малого бизнеса и предпринимательства в сегменте розничной торговли.

В заключении не могу не поблагодарить всех кто участвовал в разработке Проекта или оказал влияние на его становление. Начиная работу над идеей проекта небольшой группой единомышленников, в дальнейшем количество людей и компаний росло в геометрической прогрессии, но для нас большая честь, что ЮЙДИ остается Главным консультантом Проекта. По мере предпроектной проработки команда проекта сотрудничала с производителями и потребителями, представителями государства, финансовыми институтами и консультантами – большое всем вам спасибо! Ваши знания, опыт и ожидания делали Проект лучше и вывели его на текущий уровень. Всех вас объединяла уверенность в его необходимости стране, а энергия подкрепляла веру даже в самые трудные времена. И конечно отдельная благодарность Партнерам, Инвесторам и Команде проекта, людям, которые вложили в Проект не только свои средства, знания и силы, но и часть своей души – большое вам спасибо! 

В ближайшее время заработает интернет-портал Проекта www.АгроМолл.РФ на котором можно будет ознакомиться с деталями Проекта, в т.ч. характеристиками самих объектов, регионами и городами их размещения и многим другим. Он же станет площадкой для общественного обсуждения принципов его эволюционного развития, как в части торгово-технологических процессов, так и правил его интеграции в рынок.

 http://facebook.com/KarenOvsepyan

© 2008 - 2016   ЮЙДИ

Вся информация и материалы, представленные на сайте www.yuydi.ru размещены с разрешения правообладателей, копирование, распространение и размещение на других сайтах без разрешения правообладателей запрещено.